В конце весны – начале лета этого года в Каштелу Бранку экспонировалась ретроспективная выставка Марии Кейл. Совершенно неизвестная в России, Мария Пиреш да Силва Кейл ду Амарал считается одной из самых значимых художниц Португалии ХХ века. Сферы её творчества были разнообразны и простирались от иллюстраций детских книг до дизайна мебели. Несмотря на обширность интересов, бесспорный талант и долгая жизнь художницы позволили ей полноценно реализовать себя в каждой из любимых ею областей искусства и увековечить своё имя в истории Португалии.
Мария Кейл родилась в 1914 году на юге Португалии в городе Силвеш в семье Франсишку Пиреша да Силва и Марии Жозе Силва. В юности она посещала подготовительные курсы при школе изящных искусств в Лиссабоне, после которых была студенткой Велозу Сальгаду (португальского художника, работавшего в историческом и портретном жанрах) на курсе живописи, который так и не окончила.
В 1936 году Мария Кейл стала членом СТР (Студии Технической Рекламы, созданной Жозе Роше), где подружилась с Карлушем Ботелью – португальским художником, иллюстратором и карикатуристом, Фредом Крадолфером – швейцарским художником, иллюстратором, графиком и декоратором, Офелией Маркеш – португальской художницей и Бернарду Маркешем – португальским художником, иллюстратором и графиком.
Под влиянием СТР и группы художников, там работавших, сформировалась хорошо узнаваемая техника Марии Кейл. Она выражалась в графичности, присущей начальному этапу её творческой карьеры. Однако этот метод был далёк от твердой геометрии и жёсткости работ Ф. Крадолфера, которые оказали на художницу большое влияние. Графика М. Кейл, в отличие от швейцарской, была наполнена игрой полутонов и естественной тонкостью материй.
В следующем 1937 году Мария Кейл участвовала во Всемирной выставке в Париже вместе со своим мужем, Франсишку Кейл ду Амаралом, который был главным архитектором Португальского Павильона. Сама же она на этой выставке украшала Павильон декоративным рисунком. Его пластическое оформление было признано одним из замечательных и международно признанных достижений того десятилетия. Помимо Марии Кейл в оформлении Португальского Павильона принимали участие такие художники как Фред Крадолфер, Бернарду Маркеш, Жозе Роше, Карлуш Ботелью, Том, Эммерику Нунеш и Паулу Феррейра.
Первая персональная выставка Марии Кейл состоялась в 1939 году. В то время в Португалии ещё не существовали художественные галереи, поэтому выставка экспонировалась в магазине мебели Galeria Larbom, находящемся на улице do Ouro в Лиссабоне.
В том же году Мария Кейл принимала участие в IV Выставке Современного Искусства СНП (Секретариата Национальной Пропаганды). Следующие два года тоже участвовала в показах СНП, и в 1941 году с работой Автопортрет (1941) выиграла Премию «Прорыв» имени Амадеу Соуза-Кардозу.
В 1940 разрабатывала декорации и костюмы для балета «Легенда о миндальных деревьях», который был представлен дебютировавшей балетной труппой Зелёная Сойка.
В период между 1946 и 1956 годами регулярно участвовала в Главной выставке изобразительного искусства в Национальном Обществе Изящных Искусств в Лиссабоне. В 1945 и 1955 годах устраивала персональную выставку, на которой особый акцент ставился на инновационных формах и методах в сферах её творчества: ими были, преимущественно, объекты мебели и азулежу. Особым вниманием были отмечены её мебельный дизайн для домашнего интерьера и мебельный дизайн для коммерческих помещений в сфере общественного питания и отельного дела, которым она плотно занималась с начала 1940-х годов и до середины следующего десятилетия.
Среди областей, которым она себя посвятила с большей силой и продолжительностью следует отметить иллюстрацию. Многогранная, Мария Кейл писала и иллюстрировала книги для детей и взрослых. Существуют издания полностью её авторства (текст и графика) и её иллюстрации к произведениям таких авторов, как Матильда Роза Араужу, Акилину Рибейру, София де Мелло Брейнер, Жозе Гомеш Феррейра, Аугушту Абелайра, Мариу Дионисиу, Жозе Родригеш Мигуейш, Ильзе Лоса.
Первой книгой, которую проиллюстрировала Мария Кейл, была «Начинает жизнь» – автобиографический рассказ, написанный Ирен Лишбоа (под псевдонимом Жуау Фалку). На обложке книги художница изобразила лирического героя, писательницу Ирен Лишбоа, в виде стилизованной фигуры маленькой девочки, обнимающей куклу, передав тем самым главный характер книги.
Начиная с этой книги, и в последующем Мария Кейл завязывала доверительные отношения с писателями, книги которых они иллюстрировала. Таким образом, она лучше проникалась содержанием написанного, и её рисунки не только органично дополняли книги, но становились вневременными.
«История моей улицы» (1953) Марии Сесилии Коррейа была первой детской книгой, иллюстрированной Марией Кейл. Её графический язык несколько преобразился в работе, предназначенной непосредственно для детской аудитории: появились очерченные контуры фигур, простота мотивов, отсутствие светотени, нейтральные средства, изящная и прямая стилизация.
В следующей книге Марии Сесилии Коррейа «Чёрно-белые истории» графический язык Марии Кейл достиг зрелости и стал поистине неповторимым. То же самое относится к графике и иллюстрациям «Царицы Вавилона» (1962) авторства Эстер де Лемуш, и, в особенности, «Книги Марианиньи» (1967) авторства Аквилину Рибейру, поскольку в ней Мария Кейл экспериментировала с различными техниками и материалами.
«Пение Тила» (1967) Матильды Розы Араужу считается одной из лучших книг, изданных на сегодняшний день в Португалии, благодаря совершенной гармонии теста и иллюстраций.
Мария Кейл написала несколько своих книг для детей и взрослых. Ими были «Дерево строк» (1977), «Подарок» (1979), «Три яблока» (1988). Она продолжала работать в своей непревзойдённой графической манере, обращаясь всё чаще и чаще к технике коллажа.
Последняя книга, которую довелось ей написать и иллюстрировать, была совсем не детской – «Ангелы зла: Демос – Демоны – Ад и т.д.» – нравоучительная история для взрослых, как было отмечено автором.
Другой важнейшей сферой её творчества, где она добилась самых выдающихся результатов, был азулежу, с которым она начала работать в начале 1950-х годов. Мария Кейл стала одним из ведущих деятелей реновации в этой области, осовременивая традиционную португальскую плитку, продолжая путь Жорже Баррадаша, Карлуша Ботелью, Бернарду Маркеша и Фреда Крадолфера.
Художница обратилась к плитке в связи с поддержкой нового поколения архитекторов, в чьё число входил её муж, Кейл ду Амарал. Однако она объясняла такую смену деятельности и своими личными мотивациями. На второй выставке, как рассказывала Мария Кейл, она пришла к выводу, что ей не стоит продолжать заниматься живописью, ведь мир и так полон её превосходных образцов. Архитектура же, по её словам, – это очень серьёзная вещь, поэтому она решила заняться созданием произведений для архитектуры.
Мария Кейл не просто обновила азулежу путём изменения лексического выражения, она придумала совершенно новый язык для азулежу – от методического строительства до пространственно-оптических эффектов. Из её обширной деятельности можно выделить панно азулежу «Море», которое находится на проспекте Infante Santo в Лиссабоне. С чётко символической хроматикой, где преобладают синие и зелёные цвета, эта работа примиряет образные аллюзии: образ рыбака с сыном, лодки, морские улитки и другие. Панно нарочито декоративно, главное место в нём занимают геометрические узоры.
Нельзя не упомянуть о тесном сотрудничестве Марии Кейл с лиссабонским метрополитеном. Сотрудничество началось в 1957 году и продолжалось примерно до 1972 года, с открытием последних станций первой линии: Arroios, Alameda, Areeiro, Roma и Alvalade. Мария Кейл была автором панно всех станций, кроме первых панно Avenida. Начиная с 1977 некоторые из этих панно азулежу были частично или полностью разрушены в ходе расширения нескольких станций, в том числе Saldanha, Restauradores и Intendente.
Для подавляющего числа работ в лиссабонском метрополитене художница выбирала абстрактные мотивы и фигуры. Также она экспериментировала с вариациями, где перемешивала элементы классического азулежу с абстрактными формами, берущими начало, к примеру, из неопластицизма. Смешивая языки и ценности, Мария Кейл репрезентировала путь современной жизни, который использует различные художественные выражения в качестве оперативных знаков, ища способность абсолютного слияния формы и цвета.
В 1978 участвовала в выставке 5 Séculos de Azulejo em Portugal (Пять Веков Азулежу в Португалии), которая состоялась в Риу-де-Жанейру, Сан-Паулу, Бразилиа и Каракасе. После этого её работы присоединились к крупным выставкам (в Португалии и за рубежом), посвященным азулежу в Португалии. В 1989 году Национальный Музей Азулежу организовал всеобъемлющую выставку об этой сфере её работы.
На протяжении всей жизни Мария Кейл использовала в качестве выражения модернистский язык, который артикулирует чувственной фигуративностью и упрощённым формальным и геометризованным видением мира. Этот язык проходит красной нитью сквозь все её работы в качестве иллюстратора и присутствует в большей части работ азулежу. Балансируя между реальным и непосредственным изображением и слиянием пространств и даже неким сюрреалистичным повествованием, Мария Кейл просто работала с натуралистическими сюжетами, привнося в них толику нереальности. В результате этого появлялись контуры некой новой реальности, так характерной всему её творчеству.
Мария Пиреш да Силва Кейл ду Амарал скончалась 10 июня 2012 года в возрасте 97 лет. Она принадлежала ко второму поколению модернистских художников Португалии. Её художественная практика с самого начала творческого пути характеризовалась разнообразием методов и средств выражения. На протяжении всей жизни она занималась живописью, графикой, иллюстрацией, печатной графикой, графическим дизайном и дизайном мебели, сценографией, костюмами, гобеленами, декором и азулежу.
© Антонина Мартынюк
* Фотографии сделаны на ретроспективной выставке Марии Кейл в Каштелу Бранку 10 июня 2014 года; они не являются иллюстрациями к повествованию данного текста.